Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Борьба с фальсификатом на молочном рынке России

В преддверие рождественских праздников ассортимент российских продуктовых магазинов становится еще более разнообразным, и хотя это и положительный момент, но ситуацию омрачает то, что среди различных деликатесов, присутствующих на прилавках, нередко попадается фальсификат – продукты питания, состав которых не соответствует той информации, которая указана на этикетке.

Среди всей фальсифицированной продукции немалый удельный вес занимает молочная продукция. В этом сегменте недобросовестные производители не то, что экономят, а просто преследуют цель заработать сверхприбыль. Проведенные в различных регионах нашей страны контрольные закупки молочных товаров показывают, что более 50 % сливочного масла, представленного на прилавках магазинов, не соответствует требованиям, отраженным в техническом регламенте.

По этой причине молочная продукция отечественного производства стала приоритетным направлением в реализации мероприятий государства по выявлению и борьбе с пищевым фальсификатом.

Были произведены контрольные закупки молочной продукции. При этом проверкам подверглись как магазины торговых сетей, так и торговые объекты не сетевой розницы. Стоит заметить, что именно в таких не сетевых магазинах чаще всего обнаруживаются образцы фальсифицированной продукции. Как правило, в составе такой продукции содержатся тропические масла растительного происхождения.

По данным проверок органов государственного надзора установлено, что требованиям технического регламента по содержанию растительных тропических жиров не соответствует более 50 % сливочного масла, более 30 % творога и сметаны, более 70 % плавленых сыров, более 60 % сгущенного молока.

Аналогичные данные предоставлены не только в ответственные министерства, но и представителям торговых сетей и самим нарушителям. Председатель Общественного совета при Минсельхозе Андрей Даниленко отмечает, что производители, выпускающие фальсификат, не только не выполняют требования технического регламента о безопасности молока и молочной продукции, но и нарушают закон о конкуренции. Продаваемая по демпинговым ценам фальсифицированная молочная продукция все больше вытесняет более дорогостоящую натуральную, а это для отрасли приносит колоссальные потери. Даниленко подчеркивает, что замена натуральных компонентов растительными тропическими жирами – это не экономия, а гонка за сверхприбылью.

Однако нарушение закона о конкуренции – это полбеды, намного серьезнее факт обмана потребителей, когда натуральным маслом называют продукт, который содержит в своем составе несбалансированные растительные жиры. А ведь, согласно закону, упаковка должна отражать правдивую информацию о содержимом, и потребитель имеет право знать, что конкретно он приобретает натуральное масло, содержащее «молочные» жиры или продукт, изготовленный с использованием кокосового масла.

В ходе работы по борьбе с фальсификатом за 9 месяцев 2011 г. количество ввозимых в Россию кокосовых и пальмовых масел снизилось на 30 %. Выйти на новый, более масштабный уровень борьбы с увеличением фальсификации, может помочь принятие новых технических регламентов, единых для всего Таможенного Союза.