Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Претензионный порядок рассмотрения налоговых споров

Значительное число рассматриваемых судами налоговых споров и постоянно высокая нагрузка судей заставляют законодателя искать альтернативные пути администрирования разрешения налоговых конфликтов.

2 июля 2013 года Президент РФ подписал Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон), закрепляющий обязательный претензионный порядок рассмотрения налоговых споров. После вступления Закона в силу, налогоплательщики при несогласии с решением налогового органа перед обращением в суд будут обязаны обжаловать его в вышестоящий налоговый орган.

В настоящее время, согласно ч.5 ст.101.2 НК РФ, предварительное рассмотрение спора вышестоящим налоговым органом обязательно только для решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за налоговое правонарушение. Это правило действует с 1 января 2009 года.

Кроме того, досудебная процедура рассмотрения налогового спора обязательна для обжалования решения налогового органа о частичном возмещении или отказе в возмещении из бюджета суммы НДС.

Введение обязательной процедуры досудебного урегулирования налоговых споров в отношении всех видов налоговых споров приведет к увеличению количества жалоб в вышестоящие налоговые органы и значительному сокращению количества налоговых споров, доведенных до суда.

Гарантией прав налогоплательщика при рассмотрении жалобы в административном порядке является невозможность ухудшения его положения вышестоящим налоговым органом (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июля 2009 г. № 5172/09).

В сопроводительной записке к законопроекту, на основе которого был принят Закон, перечислены следующие преимущества обязательного досудебного рассмотрения налогового спора перед разрешением дела в суде для налогоплательщиков:

1. Более короткие сроки рассмотрения спора.

2. Менее затратный способ защиты (отсутствуют судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, а также издержки по оплате услуг представителей).

3. Оперативное вступление в силу решений вышестоящего органа по жалобе. В соответствии со ст. 101.2 Закона, решение вышестоящего налогового органа по жалобе вступает в силу со дня его принятия, а при оставлении жалобы без рассмотрения решение нижестоящего органа вступает в силу со дня принятия решения об оставлении без движения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Закон вступит в силу в течение одного месяца с даты официального опубликования. При этом до 1 января 2014 года обязательность претензионного порядка рассмотрения жалоб будет, как и сейчас, применяться только в отношении решений, вынесенных по результатам налоговых проверок. После 1 января 2014 года обращению в суд для обжалования всех категорий актов, действий и бездействия налоговых органов и их должностных лиц будет предшествовать обязательное рассмотрение их в административном порядке.